> > Инфекционные заболевания, которые могут возникнуть у беременных женщин и дать осложнения для плода
Комментариев: 0

infekcionnye_zabolevaniya_u_beremunnyh_zhenshin.png

Заболевания у беременных женщинПример из жизни. Недавно у молодой женщины родился ребенок — очень слабенький, первые дни находился в реанимации. Врачи установили — задержка развития, связана с какой-то инфекцией, которой мать ребёнка заразилась во время беременности. И даже сейчас, когда угроза его жизни позади, они не дают 100% гарантии, что впоследствии ребенок будет здоров. И она, и ее муж ведут, как говорится, здоровый образ жизни, у них нормальная семья. Откуда же это горе? Мы с мужем тоже подумываем о ребенке и мне, конечно же, не хотелось бы, чтобы и у меня произошло такое. Я задалась вопросом, где можно получить квалифицированную консультацию по таким вопросам и вообще — что должны знать будущие родители?

Чтобы ответить на вопросы, я направилась в центр охраны материнства и детства, который находится на территории больничного комплекса Склифосовского. Там мне посоветовали обратиться в отделение планирования семьи к врачу-инфектологу. Меня радушно встретила врач I категории Нелли Ивановна Федорова. Разговор получился интересный и содержательный, его мы и предлагаем Вашему вниманию.

— Нелли Ивановна, Вы прочли письмо нашей читательницы, как бы Вы могли прокомментировать описанную ситуацию?

— В первую очередь, хотелось бы отметить, что женщине, прежде, чем планировать беременность, необходимо пройти обследование на наличие инфекций, в том числе и передающихся половым путем. Поскольку наличие таких инфекций может вызвать внутриутробное инфицирование плода, задержку внутриутробного развития и даже аномалии развития плода, последствия которых могут быть необратимы. Если женщина хочет родить здорового ребенка, прежде всего, она должна позаботиться о своем здоровье и своевременно обследоваться как у инфектолога, так и у других специалистов. Дело в том, что в последнее время инфекции, проявляющиеся во время беременности, встречаются довольно часто, к ним относятся: токсоплазмоз, цитомегаловирсная инфекция, вирус герпеса, краснуха, урогенитальные инфекции (хламидиоз, микоплазмоз, дрожжевой кольпит и др.).

— Даже банальный дрожжевой кольпит несет угрозу для беременности женщины?

— Да. И к сожалению, информированность населения по этому вопросу оставляет желать лучшего.

— А что же делать тем женщинам, которые уже беременны?

— Если беременность уже наступила, то желательно в самые ранние сроки пройти обследование.

— А какие анализы и обследования обычно назначаются?

— В женской консультации существует стандартный набор обследований, к ним мы рекомендуем присоединить скрининговое обследование на TORCH-инфекции (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, вирус герпеса) и урогенитальные инфекции.

— А вообще-то кому необходимо проходить исследования — только женщине или ей вместе с партнером?

— В первую очередь — женщине, а если у нее будет выявлена какая-либо инфекция, врач решает вопрос о необходимости обследования полового партнера.

Что касается ситуации, описанной вашей читательницей в письме, такие проблемы у ребенка могла вызвать не только инфекция, передающаяся половым путем. Существует ряд инфекций, не относящихся к ним, но не менее опасных для плода. Сегодня мне хотелось бы рассказать об одной из них. Это заболевание называется токсоплазмоз, в первую очередь женщины должны помнить, что оно опасно своими осложнениями во время беременности.

— Как можно заболеть токсоплазмозом?

— Чаще всего — при употреблении в пищу мяса и мясных продуктов, не подвергнувшихся достаточной термической обработке. При употреблении в пищу яиц, молока и других молочных продуктов, приобретенных в случайных местах. Через раны и микротравмы при уходе за животными и при обработке животного сырья (мяса, шкур и т.д.). Особенно нужно обратить внимание на возможности заражения от кошек. Токсоплазма передается через плаценту от матери к плоду при остром заражении во время беременности, реже — при обострении хронического процесса.

— Вы упомянули о хронической и острой форме заболевания.

— Да, токсоплазмоз может протекать в различных формах, причем это очень индивидуально: острая форма может переходить в хроническую и наоборот. Заболевание также может протекать и в латентной форме — то есть вирус находится в организме, но не наблюдается никаких клинических проявлений. Поэтому лечение токсоплазмоза назначается строго индивидуально: в зависимости от общего состояния пациента, состояния иммунной системы а также от формы, в которой протекает заболевание.

— Какие симптомы, прежде всего, должны насторожить, чтобы не затягивать визит к врачу?

— Это заболевание чаще всего протекает бессимптомно. Острый токсоплазмоз протекает с высокой лихорадкой; в первые дни заболевания наблюдается обильная мелко-пятнистая сыпь, увеличение лимфоузлов, печени и селезенки. Хроническая форма протекает с продолжительной субфебрильной лихорадкой (температура держится на уровне 37,1 -37,5), слабостью, ломотой в суставах. Этому сопутствует лимфаденит, миокардит, увеличение печени, диспротеинемия, невынашивание беременности, бесплодие, дисменоррея. Все это частые проявления хронического токсоплазмоза.

— А если заражение у женщины произошло во время беременности?

— Токсоплазма влияет на развитие плода. Возможно самопроизвольное прерывание беременности, различные дефекты развития плода, в том числе: эпилептиформные судороги, слабоумие, эндокринные нарушения, гидроцефалия, хориоретинит, энцефалит, гепатит, поражения сердца плода. Так что это заболевание достаточно серьезное.

— А может ли произойти заражение токсоплазмозом от человека к человеку?

— Нет, больной человек не служит источником заражения для людей, эта инфекция не передается и половым путем.

— А кормящая мама — носитель инфекции представляет ли угрозу заражения для своего ребенка?

— Нет.

— Нелли Ивановна, сейчас в средствах массовой информации много говорят о необходимости планирования беременности, заблаговременной заботе о здоровье будущей матери. Скажите пожалуйста, насколько реально начинает меняться наше представление об этом, насколько часто к вам на прием приходят женщины или семейные пары, желающие обследоваться не потому, что врач направил, а потому, что хотят грамотно подготовиться к беременности и рождению ребенка?

— К сожалению, лишь одна пара из ста к этому вопросу подходит серьезно и с полной ответственностью. Грамотность нашего населения в вопросах репродуктивного здоровья еще значительно далека от желаемого.

— Как можно попасть к вам на прием?

— В наш кабинет, в принципе, может обратиться любой. Для беременных необходимо иметь с собой индивидуальную карту беременности, направление из женской консультации, гинекологическим больным — паспорт. Кроме меня прием в кабинете ведет врач акушер-гинеколог, и, конечно, имеется всё необходимое медоборудование современных стандартов.

См. также:

Сайт Института им. Н.В. Склифосовского: www.sklifos.ru

Метки, использованные в статье:

Задайте вопрос или оставьте комментарий:

Ваш email никто не увидит. Обязательные поля отмечены звёздочкой (*)

Автор страницы: